Список работ, при которых нужно обязательно менять жидкость.
Когда менять тормозную жидкость в машине
Нерегулярная замена тормозной жидкости может привести к различным проблемам. Старая отработанная ТЖ негативно воздействует на рабочие цилиндры и поршни, внутренние поверхности суппортов, шлангов и трубок. Ее износ происходит по различным причинам: из-за агрессивного вождения, плохого состояния тормозов, низкого качества самой жидкости. Если свойства ТЖ значительно ухудшатся, это приведет к снижению эффективности тормозной системы, а в запущенных случаях – к ее полному отказу. Поэтому каждый автовладелец должен знать, когда менять тормозную жидкость, и строго соблюдать требования технического регламента.
 
Средний срок службы тормозной жидкости
Если автомобиль эксплуатируется при умеренных нагрузках, качественная ТЖ прослужит до 40–60 тысяч километров или 3–4 года. Примерно такой же ресурс имеют тормозные шланги и передние колодки. Для удобства и экономии времени можно совмещать работы по замене жидкости, патрубков и колодок. В один заход с этими задачами можно справиться быстрее, чем в случае, когда перечисленные процедуры проводятся по отдельности.
При тяжелых нагрузках и неблагоприятных условиях эксплуатации следует менять жидкость с интервалом 1–2 года или 20–30 тыс. км. Под такими условиями подразумевается следующее:
 
динамичный стиль езды с резкими торможениями;
частые перепады температуры и влажности окружающей среды;
поездки по горным серпантинам, где на спусках приходится постоянно работать с тормозом;
регулярные дорожные пробки, в которых водитель вынужден тормозить через каждые 5 метров.
 
Причины попадания влаги в тормозную магистраль
Водяной пар, содержащийся в воздухе, попадает в систему, даже если она полностью исправна. Гидравлическая жидкость впитывает в себя микроскопические капли воды, когда владелец машины проверяет уровень ТЖ и кратковременно откручивает крышку с бачка. Также влажный воздух проникает в контур при срабатывании перепускного клапана, который контролирует давление в магистрали.
Во время езды рабочая жидкость в тормозах нагревается. Возникает избыточное давление, которое сбрасывается через клапан в бачке. В зимний сезон происходит обратный процесс. Жидкость охлаждается и уменьшается в объеме, из-за чего возникает отрицательное давление, и в систему всасывается атмосферный воздух. Влага, которая в нем содержится, впитывается в ТЖ. Поэтому ее нужно своевременно менять, даже если машина постоянно стоит в гараже.
О повышенной концентрации воды в тормозной жидкости свидетельствуют такие симптомы:
 
ТЖ заметно потемнела (новая имеет почти прозрачную консистенцию);
педаль тормоза стала более тугой, для достижения желаемого эффекта приходится сильнее давить на нее;
на тормозных цилиндрах и поршнях интенсивно образуются очаги коррозии.
Содержание влаги в тормозной жидкости не должно превышать 1–2 %. Этот показатель определяется с помощью специального тестера. Критическим считается значение 3,5 %, при котором температура закипания ТЖ снижается вдвое.
 
Почему нужно вовремя менять тормозную жидкость
Главная опасность заключается в том, что изношенная ТЖ может закипеть при частых торможениях. Это гарантированно приведет к отказу тормозов. Как и в кипящей воде, в ней при кипении будут образовываться пузырьки газа. Система моментально окажется завоздушенной, и педаль провалится в пол даже от легкого нажатия.
Если долго не менять ТЖ в автомобиле, то влага, скопившаяся в жидкости, будет вызывать коррозию металлических поверхностей. Это может привести к закисанию цилиндров в суппортах. Результат – заклинивание тормозов на одном или нескольких колесах.